Кубок Экстремальных Условий – невозможно устоять на ногах
Фотографии Константина Голубева, Константина Комарова, Ярослава Громова, Лидии Гусевой
“Командам в полном составе и боеготовности прибыть к кинотеатру “Фильмофонд” на сеанс 18-00. Билеты заранее не покупать”. Задания на этих соревнованиях всегда ошеломляют неискушенного постороннего наблюдателя. Например, сотрудниц кинотеатра, увидевших непогожим декабрьским питерским вечером возле своих дверей мало не полсотни людей в касках, с веревками и очень серьёзными лицами. Между тем, это лишь зачин. После проверки снаряжения и небольшой дистанции по ориентированию команды отправятся в ночь на станцию Проба, где и начнётся гонка на выживание.
Речь идет о Кубке Экстремальных Условий. В этот раз соревнования проходили (без тени иронии) в ночь с 11 на 13 декабря. Команды в составе шести человек должны были двое суток нон-стоп искать пункты в заросших диким буреломом болотах, решать головоломные задачи, переправляться на лодках, с веревками и без всего этого через реки и ручьи необъятной Ленинградской области, осуществлять на практике все известные человечеству виды спасработ и демонстрировать недюжинное кулинарное мастерство.
Вечер первого дня. Команды приходят на следующий этап и получают задание – в лесу на площади нескольких гектаров найти именно те деревья, которые пометили судьи, спилить их и приготовиться к переходу реки. первый участник – традиционно – вброд, остальные подают ему бревно. Бревно не должно быть строго определённой длины. Оно может сломаться, что и произошло с одной из команд. Когда участники уже готовы как можно скорее переправиться на другой берег, им открывают самую сложную часть задания: по условию, во время валки дерева одному из участников перебило ноги. Необходимо переправить его по бревну, обеспечив страховку. Слабо?
Кубок Экстремальных Условий проводит туристический клуб “Стрелец” уже более двадцати лет. Также довольно долго уже существует мини-формат – октябрьский Малый Кубок Экстремальных Условий, для тех, кто еще не готов пробовать себя в большой гонке. Он идет лишь одни сутки, а команда должна состоять из четырех человек. В Малом Кубке задания ничуть не легче, но больше, что называется, “фана”, да и прожить в таком режиме придется намного меньше, чем на Большом Кубке. Мне кажется, в МКЭУ необходимо поучаствовать всем.
Участники должны лечь спать чистыми и освежившимися – так считает судейская коллегия. Поэтому в 2 час ночи, выйдя на точку, отмеченную на карте как судейская стоянка, очередная команда обнаруживает, что стоянка на самом деле на другом берегу, и перед ними еще один – брод. Погода в Петербурге дрянь, первая декабрьская неделя запомнилась мокрым снегом, ливнем и ожившими комарами. Вода в лесном ручье поднялась, некоторым – по шею. А вот температура жидкости вполне зимняя. Пожалуй, это единственный этап, после которого для участников делается некоторое послабление – вышедших из потока суперменов пускают погреться к судейскому костру.
Каждый раз дистанция, как из кубиков, собирается из стандартных полюбившихся элементов. Примерно наполовину. А потом нашпиговывается креативными заданиями: ручеинг? Передвигайся по пойме ручья, ищи пункты — они стоят не дальше, чем в двух метрах от уреза воды — вправо или влево. Или вглубь. А каждом пункте код из восьми знаков, хоть одна ошибка при списывании — штраф. Это один из тысячи примеров. В списке обязательного либо рекомендуемого снаряжения на каждом из больших или малых Кубков можно обнаружить весьма экзотические вещи: 2 ледоруба, сборник сказок, плюшевая игрушка в обвязке и каске, комплект для приготовления пасты болоньезе на четырех человек, оконный штапик, диэлектрические галоши, теодолит. Не все сразу, конечно, но попадается. Если собрать в одну кучу всё снаряжение, вес получается немалый. Самые несуразные предметы чаще всего попадают в список не обязательного, а рекомендуемого снаряжения. Ну какой нормальный человек возьмёт с собой на “экстремалку” “Книгу о вкусной и здоровой пище” 1953 года выпуска или, прости Господи, тот же теодолит, учитывая, что рюкзак и так уже основательно набит тяжёлыми предметами? Ан-нет, до самого финиша вы никогда не узнаете, посмеялись над вами судьи или артефакт действительно принесет вам баллы. В этот раз участники воспользовались заботливо проношенными в рюкзаке ледорубами лишь в финальном испытании.
Один из полюбившихся судейской коллегии традиционных этапов – один из самых сложных в исполнении, надо сказать, – десантирование участника с навесной переправы в лодку. Как правило, местом действия является бурный ручей с бурунами, а в этом году – водосброс небольшой плотины. Хорошо, если в распоряжении команды окажется относительно устойчивый катамаран, но чаще водные этапы проводятся с одноместной надувной лодкой. Каково это – удержать на одном месте в бурной реке надувную скорлупку, да еще и принять сверху товарища так, чтобы лодка не перевернулась? В этом году этап прошла лишь одна команда, причем ценой лодки.
Все детали дистанции прорабатываются большим количеством людей, но всю картину происходящего до самого финиша держит в голове один человек – Константин Голубев, душа и мозг происходящего. Больше двух десятков лет ему и его товарищам удается безупречно провести главное декабрьское приключение – причем почти без спонсорской помощи.
Мир не стоит на месте, и outdoor развивается. В какой-то момент стало понятно, что заставлять участников всю дистанцию проходить, пользуясь картой и компасом, запрещая навигаторы, бесполезно, и навигация стала обязательным элементом соревнований. Зато и доказывать преимущество электроники участникам приходится всерьез. Ориентирование по GPS представляет из себя подобие маркира – необходимо верно указать координаты точки, и ошибка в третьей цифре после нуля (представили себе?) карается неполученными баллами. Впрочем, без карт дистанцию пройти не удастся – в Ленинградской области огромное количество полигонов и других военных объектов, окрест которых не ловит никакой сигнал.
В этом году на финише выжившим командам было предложено выяснить в дуэли шесть на шесть человек, кому достанутся еще несколько зачетных баллов. Оружием их наградили крайне необычным – лазертагом. Возможно, в преддверии новых “Звёздных Войн”
Задача судей – не дать командам расслабиться. Участники получают задание на один-два шага вперед, и в любой момент может оказаться, что о некоторых обстоятельствах сообщают уже в процессе. Самое сложное – каждую минуту быть готовым кардинально изменить ход деятельности и направление мысли. Многие ломаются, к примеру, в этом году до финиша дошли лишь шесть команд из девяти. Это, прежде всего, гонка на выживание, и если до финиша доходят все или почти все участники, судейская коллегия посыпает голову пеплом – как-то слабовато вышло в этом году.
Одно из последних испытаний – “снежная слепота”. Троим участникам забинтовывают глаза, поверх бинта судьи на всякий случай добавляют маску. Задача: провести в связках и со страховке, а где-то без неё, троих ослепших товарищей по сложному рельефу.
Иногда нужно и разбавить технически сложные этапы легкими. Так, однажды участников загнали в рощу, где выращивают мачтовые лиственницы. Судьям необходимо было предъявить фотографию лиственницы с наибольшим порядковым номером. А на Малом Кубке Вас могли бы заставить искать плюшевого медвежонка, снимать его с вершины дерева, а потом и отстирывать. И не забудьте убаюкать ребенка! (ребенок предоставляется организаторами)
Описывать испытания Кубка, технически сложные и развлекательные, можно бесконечно – это байки, от которых не устаёшь. Совсем другое дело – поучаствовать в подобном мероприятии. Некоторые участники не могут отказать себе в этом странном удовольствии на протяжении многих лет, поскольку КЭУ – отлично, с душой, организованные соревнования и реальный шанс испытать себя на прочность, которым не гнушаются и именитые спортсмены от горного туризма и альпинизма.
Глеб Стукалин, специально для Outdoor time